Коллектив 503 школы в 2018 году разработал и апробировал настольную игру серии ЭКОТЕХ: Природное земледелие и химический анализ почвы и комплект серии ЭКОТЕХ: Природное земледелие в школе и дома. Комплекты были разработаны и произведены при партнёрском
взаимодействии ГБОУ СОШ 503 и ЦМИТа ТВН (центра Молодёжного Инновационного
Творчества - Технология, Наука, Внедрение)
Апробация комплектов проведена в рамках детского городского лагеря на
базе 503 школы кировского района Санкт-Петербурга в июне 2018 года.
Благодаря занятиям с комплектами
удалось вырастить с детьми пищевые культуры (подсолнух), провести наблюдения и определить
среднюю скорость роста (это исследование успешно провели дети 1-2 класса ). Со
старшими отрядами удалось определить факторы, влияющие на рост и развитие
растений, ввести понятие «здоровая почва» и провести кулинарный мастер-класс. Работая
с комплектами «Природное
земледелие в школе и дома»,
педагогу удалось простроить междисциплинарные связи и повысить мотивацию детей
в направлении экологических и природосообразных и кулинарных занятий. Интерес
школьников к экологическим проектам увеличил
кулинарный мастер-класс с применением съёмок в школьной киностудии
(элементы медиапедагогики) Дети создали салаты из выращенной съедобной культуры
(проростки подсолнуха по вкусу и свойствам похожи на зелёный салат с плотной
зелёной массой, который растёт 5-7 дней, что в 2 с лишним раза быстрее, чем
рост самого быстрого салата). Использование приёмов и медиапедагогики и интегрированных
занятий двух педагогов дополнительного образования позволило повысить
мотивацию, получить детям первые навыки публичного выступления, опыт
изготовления салатов, опыт его выращиванию и опыт естественнонаучных наблюдений.
В результате воспитательной природосообразной
составляющей, которая была усилена междисциплинарным подходом (биология,
экология, кулинария, технология, медиапедагогика) ученик пятого класса, который
относится к проблемным с точки зрения воспитания детям, вызвался поливать все
цветы в кабинете биологии. На вопрос педагога о том, что для него больше всего
произвело впечатление за последние 1-2-две недели в жизни он признался, что
кулинарный мастер-класс, на котором ему пришлось учиться держаться перед
камерой, избавляться от слов «паразитов», и передавать свой опыт другим детям.
Для удобства дополнительного образования
детей, родителей и педагогов над проектами и исследованиями коллектив разработал модульные занятия и тематические комплекты, в состав которых входят материалы,
оборудование, инструменты, инструкции и пособия. Работа с комплектом может
иметь увлекательную сюжетную линию. Совокупность модулей и комплектов создаёт
уникальную методическую систему, которую формируют сами дети, родители и
учителя, например триады межпредметных направлений, объединённых дидактическим
комплектом, могут быть следующими: съедобные культуры+автоматизация+кулинария
или съедобные культуры +автоматизация+биоиндикация и т.д.) Кулинарный
мастер-класс может замыкать модуль, демонстрируя практическую значимость и
взаимосвязь между выращиванием, исследованиям и получением готового урожая.
Важной особенностью, влияющей на
распространение комплектов в образовательной системе является «открытость»
использования и вовлечение в модернизацию и докомплектовку самих детей, педагогов и родителей. Так, например, для повышения
наглядности педагог может добавить в комплект цифровой микроскоп и
транслировать результаты исследования на проекторе и в Новых Медиа, добавить на
своё усмотрение определённые растения для биоиндикации и т.д.
Сегодня
воспитание и образование человека, способного созидать природу,
природосообразного инженера с творческим, а не потребительским мышлением, важно
для всей планеты. Работа с естественнонаучным и инженерно-техническим проектом
формирует системный подход, фундаментальное и онтологическое мышление,
развивает умения находить причинно-следственные связи и выявлять закономерности
в окружающем мире. Занятия и комплекты
универсальны для детей и взрослых. Работа с индивидуальными и командными
комплектами, и проектами решают одновременно несколько педагогических и
дидактических задач:
•
повышают наглядность и помогают педагогу и
родителям создать или подчеркнуть оригинальный сюжет и сценарий для занятий,
который способствует развитию творческого и исследовательского мышления.
•
сокращают время на подготовку
материально-технического обеспечения при подготовке к проведению занятия.
•
способны
повысить качество каждого занятия и образовательной игры и снизить ненужные
временные затраты.
•
способствуют
лучшему распространению в педагогической и социальной среде методик и идеи о
важности экологического, трудового образования и исследовательской
деятельности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий