БЛОГ-ЛАУРЕАТ КОНКУРСА ИННОВАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ 2011
Конкурс инновационных продуктов "ПЕТЕРБУРГСКАЯ ШКОЛА 2020"

Блог отмечен дипломом "ЮНОШЕСКОЙ ВОСЬМЕРКИ"

пятница, 13 сентября 2013 г.

Проблемы профориентации школьников

Казалось бы, забытая сегодня, но так популярная лет 30 тому назад тема профориентации школьников, опять стала актуальной, как никогда. И дело не в том, что необходимость в профориентации отпала, т.к. главная задача выпускников поступить хоть куда-нибудь, но лишь бы на бюджетное место, а отучившись, пойти работать или куда устроят родители, или куда получится (как вариант – где зарплата выше, условия лучше и т.д.). Но выпустившись из школы и закончив вуз, молодые специалисты не представляют себе, в чем заключается та или иная профессия или работа. Да и устроившись, ими мало кто занимается, они учатся на своих ошибках. Вот и получается, что тратятся деньги на подготовку специалистов, которые потом не остаются в отрасли, а идут по другой профессии и снова начинают ей обучаться уже на рабочем месте. Нужна ли профориентация учащихся в школе сегодня? Министерские документы вроде бы не отрицают, что такая деятельность нужна, но, вместе с тем, и не дают четких и прямых указаний ее выполнения. 

Лет 7 назад, когда заговорили о предпрофильной подготовке, о создании курсов по выбору (элективных курсах) вроде бы одной из целей и была подготовка к профессии, но это было настолько неявно, что те элективные курсы, которые существуют сегодня, очень редко можно использовать для профессиональной подготовки к конкретной профессии. Кто же и как сейчас занимается профессиональной ориентацией школьников?
- Школьные психологи и социальные педагоги в тех школах, где удалось сохранить эти ставки при оптимизации сети образовательных учреждений. Они проводят профессиональные пробы, тесты на склонности к той или иной сфере деятельности, дают рекомендации ученикам и родителям. 
- Классные руководители – организуют классные часы по профориентации, на которых рассказывают о профессии, о том, в чем заключается та или иная работа, знакомят с учебными заведениями, которые готовят разных специалистов. 
- Заместители директоров по воспитательной работе – выводя детей на экскурсии в учебные заведения, приглашая к себе представителей колледжей, вузов и пр. А также устраивая внутришкольные дни профессий, профессиональные акции – хотя вот эти два вида деятельности ой, как редки в сегодняшней школе. А вот в Японии, наоборот, устраивают общешкольные дни профессий в форме ролевой игры с полным погружением в профессию. Там даже ученик среднего звена может почувствовать себя поваром, программистом, экономистом. В Беларуси также проводятся и ярмарки профессий, и экскурсии на предприятия, вводится факультативный курс «Выбор профессии», который был когда-то и у нас в школе, когда я училась. 
- Учителя непосредственно на своих уроках. Но по некоторым предметам настолько мало часов, а в фундаментальных науках очень сложно рассказать непосредственно о самой профессии (математик, физик-теоретик, химик-технолог и т.п.), что тратить свои силы еще и на профориентацию учителя не хотят – нет такой цели и задач, а вот ЕГЭ детям сдавать надо. Поэтому профориентации на уроках сегодня нет.

Проблема профориентации интересует и учителей информатики. Она тесно связана и с ГИА, и с ЕГЭ, и с выбором ребенком профессии программиста. Поскольку ситуация в нашем городе с программированием, мягко говоря, не очень хорошая (и на олимпиадах результаты низкие, и ЕГЭ по информатике мало кто выбирает, и в секции по программированию дополнительного образования никто не идет), то мы решили провести в этом учебном году городскую акцию среди школьников города «Будь программистом!» с целью привлечения школьников к программированию, а широкой общественности – к этой профессии. Акция будет длиться целый год (о ней – подробнее в следующих постах). Надеемся, что после этого бОльшее количество школьников заинтересуются проблемами программирования.

Комментариев нет:

Отправить комментарий